Медиа

Обзор интервью Алексея Кривенко, основателя «ВкусВилл»

Обзоры книг
Андрей Кривенко — российский предприниматель, является основателем и совладельцем торговой сети «ВкусВилл», а также основателем фонда «Тилтех Капитал» и компании Beyond Taylor.

Сейчас Вкусвилл — это компания с оборотом более 250 млрд рублей в год.

Кривенко начал свой бизнес с сети «Избёнка», специализирующейся на молочных продуктах, и в 2012 году основал «ВкусВилл». Эта сеть магазинов ориентирована на здоровое питание и быстро завоевала популярность благодаря акценту на продуктах без консервантов и химии. Кривенко известен своим нестандартным подходом к управлению, который включает доверие к сотрудникам и минимизацию бюрократии.

Недавно Андрей Кривенко и его команда дали супер интервью на канале Основатели. Полную версию интервью вы можете послушать здесь.
Ниже я выделил несколько идей, показавшихся мне наиболее интересными:

На старте бизнес «ВкусВилл» приносил больше убытков, чем прибыль от 300 «Избёнок».

В тот момент многие члены команды предлагали закрыть этот проект, но в него верили, и он продолжился.

У команды должны быть прибыль и убытки. У тебя, даже если ты основатель — только доля в них. Весь бизнес делает команда, и поэтому весь P&L должен быть на ней целиком.

При входе в команду сотруднику во «ВкусВилл» не даётся никакой должностной инструкции или чётких технических заданий.

Ему не даётся и бюджета. Напротив, ему даётся тема, и предлагается придумать, что в ней можно сделать. Бюджета, как ограничения или лимита денег, у него нет. Но есть постоянный контроль над тем, чего он достигает благодаря своим решениям. Например, в каждом магазине «ВкусВилл» продавцы сами решают, какую цену поставить на тот или иной продукт, какой продукт продавать. Но это не безумие, поскольку данные по всем магазинам собираются, и достаточно быстро становится видно, где это решение оказалось эффективным, а где нет.

В 21-м веке правит бал архитектура биологии, а не физики.

Какой человек пришёл — такой и обогатит нас, нашу команду. Мы НЕ определяем чёткие критерии для его входа. Мы скорее смотрим на то, как дальше он встраивается в команду и создаёт ценность для клиента.

Зарплаты во «ВкусВилл» открыты, и ты можешь посмотреть всё у коллеги, буквально в Телеграме.

Система традиционного менеджмента провисает в текущих реалиях, где доля примитивного труда стала меньше, а креативного — больше.

«Гугл» уже не изобретает, а поглощает то, что изобрели другие. Это большая проблема больших компаний.

Принципы менеджмента Файоля перестают быть эффективными сегодня. В классике исполнение отделяется от контроля. Это и создаёт бюрократию, и люди начинают работать именно как с кандалами, стимулируя новые контроли.

Во «ВкусВилл» простые операции делаются сотрудниками самостоятельно (как в «Сбербанк Онлайн»). А по принципам Файоля тут должен бы был быть второй, кто контролирует, как первый расходует деньги.

Менеджмент может быть от слова «недоверие»— и тогда встраивается повсеместный контроль и единоначалие. Менеджмент может быть также от слова «поддержка», и тогда роль руководителя радикально меняется.

Во «ВкусВилл» не начальник, а сама команда нанимает людей и исключает их, если они не влились.

Чтобы что-то новое придумать, надо изучить то, что есть. Поэтому, когда основатели «ВкусВилл» создавали его, они изучили массу практик, существующих на международном рынке. Провели массу интервью с представителями самых разных бизнесов и ритейла со всего мира. Поэтому изначальная модель «ВкусВилл» была гораздо более умной и просчитанной, чем средний бизнес в стране.

Делать то, что получается лучше всего, а не то, что в должностной инструкции. Ведь что такое должностная инструкция? Это ограничения, которые «умные» придумывают и устанавливают для «остальных».

Если за игроком стоит начальник — ему не интересно. Чем меньше начальника — тем эффективнее и интереснее.

Клиентократичность — как звезда Мишлена, знак, который «ВкусВилл» присваивает компаниям, которые прошли обучение и применили принципы клиентократии.

Не контроль, а прозрачность. Метрики. Именно прозрачность всех показателей всех процессов и магазинов делает то, что в других системах делают контролёры. Во «ВкусВилл» радикальная прозрачность.
«В компании созданы уникальные условия для нарушений, а кейсов нарушений нет.»

Доверять до тех пор, пока не было повода не доверять.