Причем здесь IKEA
Многие из нас бывали в магазинах IKEA. Эти торговые центры известны своими организованными торговыми рядами, стандартизированными товарами и удобным расположением. Но за этими очевидными характеристиками скрываются сложные бизнес-процессы: цепочка снабжения, управление запасами, контроль качества и мотивация персонала. Именно эти процессы делают IKEA успешной компанией. Аналогичные подходы можно применить и к управлению юридической функцией в компании.
Как IKEA помогает оптимизировать управление юридической службой
Как и в магазинах IKEA, в юридической службе ежедневно возникают запросы на правовые консультации. Эти запросы поступают от внутренних клиентов компании — сотрудников различных отделов и руководства. Клиенты юридической службы, как и покупатели в магазине, ожидают качественного обслуживания и своевременного удовлетворения своих запросов.
Юристы, консультируя внутреннего клиента, ведя переговоры или представляя интересы компании в суде, создают юридический продукт. Этот продукт можно стандартизировать, чтобы обеспечить стабильное и предсказуемое качество юридических услуг.
Для крупных юридических служб, поддерживающих большие холдинги, характерна географическая распределенность. Корпоративные центры могут включать множество подразделений и большее количество юристов, чем отдельные предприятия. В таких центрах работают специалисты в разных отраслях права, тогда как на местах трудятся универсальные юристы, решающие большинство вопросов. Эта структура напоминает сеть крупных торговых центров и небольших магазинов «у дома».
Юристы, консультируя внутреннего клиента, ведя переговоры или представляя интересы компании в суде, создают юридический продукт. Этот продукт можно стандартизировать, чтобы обеспечить стабильное и предсказуемое качество юридических услуг.
Для крупных юридических служб, поддерживающих большие холдинги, характерна географическая распределенность. Корпоративные центры могут включать множество подразделений и большее количество юристов, чем отдельные предприятия. В таких центрах работают специалисты в разных отраслях права, тогда как на местах трудятся универсальные юристы, решающие большинство вопросов. Эта структура напоминает сеть крупных торговых центров и небольших магазинов «у дома».
Оптимизация бизнес-процессов юридической службы
Цепочка поставок (Supply Chain Management)
Для юридических служб поставщиками являются внешние юридические фирмы, ИТ-компании, тренинговые и образовательные провайдеры, кадровые агентства и вузы. Все они обеспечивают юридические службы необходимыми ресурсами и услугами.
Управление мощностями и запасами (Capacity Management и Inventory Management)
В юридической службе также важен контроль за численностью юристов и организацией сервиса. Юридические услуги должны предоставляться эффективно и в достаточном объеме для удовлетворения запросов внутренних клиентов.
Контроль качества (Quality Control)
Обеспечение качества юридических консультаций, экспертизы договоров и судебной работы — обязательная задача главы юридической службы. Контроль качества юридических услуг направлен на достижение тех же целей, что и в розничной торговле: удовлетворение потребностей клиентов.
Мотивация персонала и улучшение процессов (Job Design и Operations Improvement)
Процессы мотивации сотрудников и постоянного улучшения юридического сервиса являются ключевыми для успешного управления юридической функцией. Персонал — главный актив юридической службы, а их интеллектуальные услуги — основной продукт.
Заключение
Анализируя бизнес-процессы IKEA, можно сделать вывод, что аналогичные методы и подходы могут быть применены для управления юридической функцией в компании. Это позволит стандартизировать и улучшить качество юридических услуг, повысить эффективность работы юристов и удовлетворить запросы внутренних клиентов компании.