Медиа

Чему бизнес может научиться у искусства?

Исследования
Обзор статьи What Can Business Learn from Art by Scott Berinato
Как сфокусироваться на чувстве удовлетворения от своей деятельности (accomplishment), а не на достижениях (achievement)?
Понимание того, как создается искусство и почему, это дорога к самореализации и мастерству, даже в корпоративном мире. Бизнесу есть чему поучиться у сферы искусства. Многие из нас не понимают, как создаются произведения искусства, думая, что это что-то мифическое и чудесное: к творцу приходит озарение, и он пишет «Гэтсби» или «Гернику».
«Герника». Пабло Пикассо, 1937 г. Написана по заказу Правительства Испанской Республики.

В книге «The work of Art: How Something Comes from Nothing» бывший редактор «New York magazine» признает значение опыта из сферы искусства.

Его книга состоит из интервью более трех десятков деятелей сферы искусства (писателей, художников, композиторов, комиков, дизайнеров) с примерами их работ и, что самое важное, с зарисовками самого процесса создания этих работ. Мы видим наброски музыкальных произведений, эскизы новых архитектурных проектов, и даже как продюсер ведет переговоры со своей командой. Процесс создания произведения искусства, как и ведение бизнеса – это тяжелый труд, требующий многократных подходов и повторений.

Деятели искусства также много говорят о подходах к решению проблем, о выстраивании взаимодействия и сотрудничества – навыках, которые полезны и корпоративной среде. Так, мы начинаем понимать, что сфера искусства не так уж отличается от бизнеса среды.

По сути, искусство, это разработка продуктов. Или, как сказал один композитор, «это скорее, как быть плотником, чем Богом... То, что мы делаем, - это ремесло». Произведение искусства, будь то фреска, песня, танец – может казаться чудом, но сам процесс творения чудом не является. Произведение искусства создается теми же усилиями, которые вы прилагаете к работе в обычной жизни.

Нью-Йорский писатель Адам Гопник одержим понятием «мастерство» в книге «The Real work». Он раскрывает 7 способов достижения наивысших целей — от намерений до действий по их реализации.

Адам объясняет, что имеют ввиду фокусники, когда они говорят о «настоящей работе»: накопленный опыт, смекалка и техническое мастерство – вот что делает фокус великолепным. Кто выполнил этот фокус первым или кто сделал это лучше – это не имеет значения. Главное – это кто проделал всю работу, чтобы отточить мастерство по выполнению этого фокуса.

Автор отмечает, как сложно выполнять «настоящую работу» в любом начинании или профессии и раскрывает, почему мастерство неуловимо. Например, когда он описывает головокружительную сложность процесса постановки бродвейского мюзикла, несложно применить его описание к любому бизнес-контексту: «семь творческих человек вместе — это всегда состояние войны». И, все же, несмотря на сложность процесса, именно эти люди запускают шоу и достигают успеха. Это незабываемое чувство – знать, что то, что ты делаешь, имеет значение.

Адам развивает эту тему в книге «Что есть счастье» (All That Happiness Is), где объясняет, что достижение «achievement» это просто выполнение определенной задачи, за которой обычно следует награда в виде следующей задачи, тогда как «accomplishment» это «захватывающая деятельность, наградой за которую является чувство удовлетворения, счастья, которое мы находим в самих себя». Автор отмечает также, что «accomplishment» - это эгалитарное чувство. Каждое предприятие, каждая работа, и даже самое простое короткое действие может быть сделано более или менее красиво. Будь то водопровод, или строительство ракеты, или руководство командой, настоящая работа предполагает определенный артистизм.

В TV-шоу «Grand Designs» показано, как люди на протяжении нескольких лет строят дома на заказ. Ведущий, Кевин Макклауд получивший образование в области дизайна и архитектуры, просит будущих владельцев изложить свое видение, стратегию, бюджет и сроки на раннем этапе подготовки проекта (и иногда еле сдерживает смех над их уверенностью).

Многое идет не так, и зрители шоу наслаждаются мучениями, тогда как опытные управленцы сразу видят знакомые ошибки: плохо выстроенные процессы, несовпадение взглядов участников процесса и нежелание идти на компромисс, нарушение бюджетов и пр. Спустя две трети шоу ты понимаешь, что эти люди пытаются не просто построить дом – они пытаются совершить архитектурный подвиг. Оказывается, что даже в качестве зрителя, ты очень привязываешься к проекту.

Предприятия и их владельцы могли бы быть более похожи на владельцев домов из шоу «Grand Designs» или труппы бродвейских мюзиклов, или фокусников. Но для начала им пришлось бы отказаться от маниакальной сосредоточенности на достижениях, выраженных в цифрах. Вся идея капитализма заключается в том, что компании должны создавать все лучшие и лучшие продукты. И наши любимые исследования посвящены пути компаний к созданию этих продуктов. Иногда, как в случае со Стивом Джобсом, мы могли бы даже предложить, что в они в некотором роде творцы.

Тем не менее, нельзя говорить о том, что искусство и развитие продуктов это одно и то же.

Процесс создания произведения искусства может быть похож на ваши планы по созданию нового инновационного продукта, попытку разработать стратегию роста или невероятно эффективную финансовую модель. Но это всего лишь будут новые достижения (achievements). Творческие же люди стремятся к чувству полного удовлетворения от своей деятельности (accomplishment).