Мало кто сомневается в том, что обратную связь давать нужно. В одном из последних выпусков HBR сделана попытка разобрать, как дать feedback эффективно и, главное, экологично.
Основные идеи:
Многообразие коллектива повышает вероятность недопонимания при обратной связи.
Feedback надо давать по разному более взрослым и более молодым сотрудникам, сотрудникам из разных культур и национальностей, мужчинам и женщинам. Например, открытая критика (даже если справедливая) не приемлема в восточных культурах и воспринимается как агрессия. Так, если один отчет был хорошим, а второй — недостаточно качественным — сотрудника восточной культуры стоит похвалить только за первый и он должен понять, что второй отчет был сделан им хуже. Но даже в США — стране, чья культура поддерживает обилие обратной связи — не рекомендуется использовать жесткие выражения при feedback, заменяя must на might, can not на should not или «This is just my opinion», даже если на самом деле «I'm certain this is obvious to everyone»
Женщины в пять раз (так прямо посчитали) чаще слышат советы мужчин, когда совета не просят, чем мужчины от женщин в таких же ситуациях. В 2008 году даже появился такой термин «mansplaining», который описывает ситуации когда мужчина объясняет что-то женщине, которая знает о предмете больше чем мужчина. Я, кстати, задумался о своих привычках после прочтения этой мысли)
Обратную связь стоит давать руководствуясь тремя принципами: она должна быть полезной, должна давать конкретные инструкции по действиям, и о ней должны сначала спросить.
Более опытным (возрастным) сотрудникам обратную связь стоит давать крайне аккуратно, мягко, не часто и уважительно (для них это скорее стресс, так как они не привыкли к такой форме коммуникаций), а молодому поколению — гораздо чаще (они привыкли к лайкам в соцсетях и готовы получать их каждый день)