Медиа

Эмоциональный интеллект и юридическая профессия

Новое в юридической сфере
В последнее время в зарубежной литературе появилось достаточно много исследований на этот счет. Здесь я бы хотел остановиться на двух работах, показавшихся мне наиболее интересными: Empathy training for lawyers and law students авторства Джона Баркаи и Верджинии Фин, а также Thinking Like Non-Lawyers: Why Empathy is a Core Lawyering Skill and Why Legal Education Should Change to Reflflect its Importance авторства Яна Галлахера.

В данных статьях отмечается следующее:
· Практически любая ситуация, требующая юридической поддержки, имеет эмоциональную составляющую, которая сильно влияет на восприятие как клиента, так и самого юриста. Игнорировать эту составляющую – значит, обрекать работу юриста на низкую эффективность.
· Вместе с тем, многие юристы недооценивают потенциал эмоциональных навыков, считая их несоответствующими требованиям и идеалам юридической практики
· Эмпатия может проявляться не только при личном общении, но и при изложении идеи, позиции, фактов в письменной форме. В тех случаях, когда юрист при написании какого-либо текста ставит себя в позицию «не юриста», который будет его читать, он проявляет эмпатию.
· Исследования подтверждают также и то, что эмоциональную связь с клиентом можно построить и в ходе телефонного разговора, либо (что даже более эффективно) в ходе видеосвязи.
· Эмоциональный контакт между клиентом и юристом, развиваемый за счет эмпатии, повышает вероятность обращения клиента за юридической помощью.
· В ходе исследования, проведенного в одном из юридических университетов США, студентам был задан вопрос о том, как они предпочитают познавать мир: с помощью аналитических навыков, либо с помощью чувств. По итогам опроса было установлено, что более 75% студентов отдают приоритет аналитике над эмоциям. По мнению авторов исследования, возможно, одним из проявлений этого является то, что наиболее эмоционально ориентированные студенты либо не заканчивают юридические факультеты, либо становятся посредственными юристами.
· Современная юридическая школа учит юристов профессиональной коммуникации преимущественно с юристами. Правовые тексты, выступления в судах, договорная техника… все это – формы изложения, легко доступные только выпускникам юридических образовательных учреждений, а не laypeople.
· В ходе интервью многие студенты юридических факультетов отмечали, что после начала обучения в университете они начинали чувствовать, что теряют в своей человечности и эмоциональности, так как эти качества никак не поддерживаются и не развиваются в юридической школе, уступая логике, жесткой систематизации и букве закона. По словам одного из студентов, их учат смотреть на жизненные ситуации людей, которым требуется юридическая помощь, как астронавты смотрят на Землю из космоса.
· Невысокий уровень эмоционального интеллекта и эмоциональной эмпатии может играть против практикующего юриста. Например, если он консультирует клиента, то он, скорее всего, не сможет выяснить всех деталей ситуации, в которой оказался человек, и поэтому может дать некорректную рекомендацию или не полное заключение. В свою очередь, если он выступает адвокатом в деле, в котором решение выносится с участием суда присяжных, он проиграет другой стороне, если последняя представлена более эмоционально подкованным юристом, умеющим чувствовать настроение и управлять эмоциями присяжных заседателей (впрочем, это актуально и для коммуникации с профессиональными судьями).
· Среди рекомендуемых подходов к развитию эмоциональных навыков у студентов юридических факультетов авторы выделяют изучение произведений литературы, наполненных разными характерами и сюжетными линиями. По их словам, студенты, как и большинство америкацев (впрочем, мы знаем, что не только их) читает крайне мало. С 1982 по 2002 годы время, которое америкацы тратят на чтение, снизилось на 10%. В свою очередь, по данным издания NewYorker, с 2003 по 2016 годы это время снизилось еще на 20% (с 0,36 до 0,29 доли часа в день). Поэтому современные студенты недополучают эмоциональной подпитки из литературы до прихода в университет, и не имеют возможности компенсировать этот недостаток даже в период обучения в юридической школе.