Авторы:
Марина Евгеньевна Басова — руководитель практики претензионно-судебной работы ООО «СИБУР», преподаватель НИУ «Высшая школа экономики» и Moscow Digital School.
Виктор Георгиевич Домшенко — руководитель отдела судебной защиты АО «Почта России», доцент МВШСН (Шанинка), кандидат юридических наук.
По сути, это аналог консалтинга внутри корпоративной юридической службы — названные центры оказывают предприятиям группы услуги по ведению претензионной и судебной работы.
Немаловажная основа такой модели — включение во все контракты альтернативной договорной подсудности с возможностью выбора истцом удобного ему места и способа разрешения спора между несколькими государственными судами и арбитражами (третейскими судами).
Главное — несмотря на разницу в подходах к организации претензионно-исковой работы, судебные команды «СИБУРа» и «Почты России» могут в полном объеме вести претензионную и судебную работу своими силами. Это, конечно, не означает, что компании закрылись и не готовы работать с консультантами. Мы привлекаем их при необходимости, когда в конкретном деле требуются глубокие специальные познания по узким вопросам правового регулирования.
Эти инструменты существенно сократили трудоемкость и, главное, скорость выполнения типичных задач (приблизительно в 4−5 раз). Сейчас они уже внедрены в процесс выставления претензий об оплате штрафов и по охране труда и промышленной безопасности.
Но даже если юристы судебного подразделения не ставят перед собой количественные и качественные цели по претензионно-судебной работе, по итогам года точно имеет смысл анализировать ее результаты как минимум в двух плоскостях: value created — сумма, которую заработала компания в результате претензи- онно-исковой работы, и value protected — сумма, которую сэкономили юристы в результате нивелирования угрозы бизнесу.