Вячеслав Щеповских, директор по правовым вопросам ГК Содружество
Трансформация юридической функции компании: зачем и как
Осознание необходимости изменений — важная ступень в решении о начале перемен. Сегодня юрфункция Компании находится в стадии активной трансформации — перехода к качественно иным структуре и состояниям процессов и мышления. И сейчас, спустя полгода после начала нашего активного движения, мы делимся своим опытом целеполагания и принятия решений.

Если обращаться к бытовым сравнениям, то путь перемен в управлении похож на капитальный ремонт жилища. Сложно решиться на это, ведь надо менять устоявшийся быт, терять комфорт, принимать решения и делать выборы разной степени масштаба, палить ресурсы, получать критику соседей. Но, как и в случае с ремонтом, это неизбежно, т.к. любые конструкции ветшают и требуют обновлений. Поэтому лучше менять самими и ориентироваться на будущее, чем под давлением обстоятельств — когда «проще снести, чем ремонтировать».

Присоединение к Компании на исходе весны 2024 года стало для меня мощным личным вызовом — глобальная смена индустрии и релокация. В ходе онбординга появилось ощущение и кристаллизовался запрос на изменение уровня юрподдержки. Мой личный предыдущий опыт в индустриальных «голубых фишках» указывал на то, что ряд решений и подходов может быть востребован и здесь. Это стало основой тех решений, которые мы с командой сформулировали и запустили уже в ближайшие месяцы.
Четыре фактора перемен: что определяет трансформацию
Движущие силы и обстоятельства, «вынуждающие» менеджмент менять систему управления и подходы к организации процессов, есть в любом бизнесе. Так было и у нас — источниками информации стали 4 основных блока факторов. Когда каждый блок мы разложили «на запчасти», то на уровне команды смогли определить цели и задачи трансформации, структурировать мероприятия, определить метрики и взять в фокус внимания основные активности.
Контекст и стратегия компании
Контекст Компании и стратегия задают тон — указывают вектор развития и определяют приоритеты. Для нас это знание и задача — что делать и как это сопровождать в будущем: какие будут востребованы компетенции, какой будет плотность коммуникаций, какие нужны скорости и каналы взаимодействия, какие изменения произойдут в регулировании и как мы всем этим будем управлять.

Мы определили для себя важнейшую константу — юрблок наряду с другими функциями также участвует в реализации стратегии, влияет на ее ход и результаты и формирует конкурентные преимущества Компании.

Это «заставляет» юристов глубже понимать бизнес, опираться на рыночные правила, знать процессы на уровне своего внутреннего клиента, наращивать новые компетенции, предложить иные подходы к защите инвестиций, переосмыслить скорость и полноту взаимодействия с бизнесом.

Поэтому мы решили создавать центры компетенций, определив методологию их создания и планы их развития и наполнения.
Ожидания бизнес-функций
В ходе ежедневного общения с бизнес — функциями и анализа процессов юристы видят «пробелы» и неурегулированности. Уверен, что каждый юрист в своей практике постоянно сталкивается с практикой «тушения пожаров», когда глубоко запущенную проблему нужно решить «сегодня до…». Решать такие проблемы нужно, но ресурс на ее решение всегда дороже, чем при выстроенных процессах и коммуникациях. Как правило, при системной работе такие проблемы не становятся острыми или вообще не возникают, т.к. решены на дальних подступах.

Мы услышали явный запрос бизнес на изменение стандарта коммуникаций и создание гибкого клиентского сервиса. Внутренний заказчик хочет разговаривать на «его языке» и по существу только про #сколькостоитэтотриск и #нашивозможности.

Для такого уровня поддержки юрист должен глубоко понимать запрос клиента и быть способным «сверлить» до его экономической сути и делать ответ с цифрами. Только оцифрованный риск имеет ценность для клиента и может быть положен в основу принятия экономического решения, а не абстрактное рассуждение про то, что написано в договоре и законе.

Наша работа в ходе трансформации будет направлена на создание качественного нового уровня поддержки по этим правилам и стандартам.
Потребность изменений внутри команды
Внутренняя потребность команды к изменениям — важнейший движущий фактор и «топливо» преобразований. Пассионарии настаивают на изменениях и ищут новые профессиональные и карьерные возможности. Их запрос на новые навыки (экономический анализ, моделирование бизнес — процессов, построение прогнозов, bigdata, навыки публичных выступлений и искусство презентации) сближает юрфункцию с внутренними клиентами и упрощает язык коммуникаций и технологии выработки решения. Если такие навыки есть у обеих сторон внутреннего сотрудничества, то это сильно улучшает взаимодействие и делает решение дешевле и качественнее.

Мы нащупали этот запрос и понимаем для себя его критическое значение, поэтому такие блоки как профессиональное и управленческое обучение, карьерные траектории и наставничество такbже находятся в фокусе нашего внимания и являются неотъемлемой частью программы трансформации функции.
Решения на юридическом рынке
И, наконец, четвертым (по хронологии, но не по значимости) движущим фактором явилось многообразие решений и наработанных практик в юридическом инхаусе. Стандарты, заданные профессиональным сообществом, нельзя игнорировать. Если не следовать рыночным трендам в профессии, то это приведет сначала к вымыванию экспертизы, а после и к обрушению защиты для бизнеса. Можно все делать правильно, но поздно. И это не даст бизнесу ожидаемой ценности. Поэтому для себя в качестве ориентира мы взяли не только отслеживание тенденций, новых подходов и продуктов, но и их опробование в конкретных условиях.

Каждый бизнес уникален, а тиражируемость моделей имеет свой предел, поэтому все рекомендации и прошлые практики скорее полезны для насмотренности и частичного заимствования.
Современная юрфункция в бизнесе — это не клуб любителей права с академическими знаниями, а команда менеджеров, которая умеет свои знания применять на практике. Поэтому в ходе трансформации необходимо не только создать такую команду, но и обеспечить ее ментальное и организационное соответствие ожиданиям своих внутренних клиентов — «зарабатывающих» подразделений вашего бизнеса. Именно они формируют видение и стратегию поведения в индустрии, в которой ваш бизнес работает.
Стратсессия юрфункции как инструмент развития команды
Трансформация функции — это не яркая презентация с красивыми картинками и лозунгами «за все хорошее», а длительная программа перестроения процессов, структуры коммуникаций, внедрения новых технических инструментов и, самое главное, изменения восприятия и мышления команды.

Результатом должно быть «быстрее, выше, сильнее», растиражированное в сотни ежедневных операций и продуктов, которыми управляет или в которых участвует юрфункция. Самое главное — трансформация изменит текущее состояние, а ее (не)успех зависит от воли и вовлеченности участников этих преобразований.
Одним из триггеров стал результат опросам удовлетворенности внутренних клиентов. Его низкие результаты скорее не поразили, а оцифровали «витавшие в воздухе» претензии к юристам. Этот инструмент был чрезвычайно полезен для замера и определения базовой точки, от которой нужно расти.

Примерно с таким набором знаний и ощущений мы подошли к первой для нашей команды сессии, с которой стартовали программу развития.
Мои главные ожидания от этого мероприятия (спойлер — совпали с реальными результатами) были следующими
  • 1
    Эмоциональное сплочение и «размягчение» внутрикомандной коммуникации
  • 2
    Формирование внутренней потребности на изменения, создание новых продуктов и сервиса нового качества для внутренних клиентов
  • 3
    Выравнивание понимания целей, задач и направления движения юрфункции («нулевой километр»)
Как это было
Подготовка
Проводить стратсессию мы решили «с отрывом от производства» и с обязательным участием внешних экспертов — команды «Юридического менеджмента», которая понимает специфику корпоративной юрподдержки и процессов.

Подготовка прошла быстро и скоординировано — в основу легли наши глобальные ожидания по изменению качества юридического сервиса, результаты уже упомянутого опроса удовлетворенности и несколько интервью с членами команды. За неделю до очных мероприятий мы создали телеграм — чат с материалами про развитие юридического сервиса в России и в мире.
Очная сессия
Потом были два насыщенных выходных дня — очная сессия в нашем офисе на берегу Балтийского моря с Алексеем Никифоровым и Сергеем Завьяловым. Декабрьский предновогодний вайб формировал особенную атмосферу — было стойкое ощущение, что мы стоим на пороге чего-то нового и интересного, вступаем в очередной год с набором перспективных идей и желанием перемен.

Ни слова про то как написаны законы, ни намека на чтение судебных решений, а насыщенный интенсив для формирования «мягких» навыков и их практической «обкатки» в интерактивных баттлах. Мы обсудили методологию изменений и подходы по их внедрению, изучили разные практики взаимодействия с бизнесом, увидели уровень рассинхрона между своими подходами и ожиданиями и восприятием внутренних клиента.

Это был настоящий ресурсный тренинг, на котором команда раскрывалась и "переплавлялась" для новых задач. Опытные сотрудники, которые за 20+ лет в профессии выиграли десятки судебных процессов и заключили сотни крупных сделок, расширяли свою насмотренность для перестроения бизнес — процессов.

Молодые — только начинающие свой путь в профессии — добавляли к свежему академическому знанию приправу из навыков аналитика и коммуникатора, учились считать эффекты и издержки, необходимые для их получения.

Эти активности стали мощным импульсом переосмысления многими участниками команды своих функциональных ролей и профессиональных ориентиров, что дает уверенность в долгосрочном эффекте вложений. Участие в столь значимом проекте Компании создает для руководителей и специалистов новые профессиональные возможности и позволяет наработать конкурентные навыки, которым не учат в университете.
Результат сессии
Главный результат сессии — мы сформулировали на ближайший год три десятка инициатив и мероприятий по развитию. В фокусе нашего внимания будет перестроение бизнес — процессов и улучшение клиентского сервиса. Концентрация на этих направлениях развития важна потому, что стандарты здесь обновляются ежедневно не только под воздействием технологий, так и из-за постоянно растущих скоростей (выработки и принятия решений). Поэтому данные направления не могут быть «тяжелыми» и статичными — им нужно сделать пригодными к быстрым перестроениям. Для нас крайне важно, чтобы клиент получал качественный продукт быстро, а коммуникация между подразделениями была с максимальным КПД.

Проведение и результаты сессии убедили меня в том, что это мероприятие было полезным и значимым для команды. Эта совместная работа позволила запустить цепочку диалогов другого качества — про профессию и свою роль в ней, про современный инхаус, командное взаимодействие, про отношения в связке «клиент — исполнитель». Наконец, про результаты работы, которые, как и для других бизнес — функций, выражены в деньгах или сопоставимых счетных категориях.
Для многих, в том числе и опытных коллег, такая командная активность стала первой в карьере в таком формате и уверен, что не последней, т.к. мы планируем проводить их и в будущем.

Трансформационный цикл предполагает не только положительные достижения, но и отрицательные эффекты — конфликты, замедление скоростей, эмоциональная усталость от темпа и интенсивности движения, критика со стороны клиентов (особенно когда на первом этапе, когда меняются сложившиеся привычки и раздаются голоса «верните как раньше»). Совместная работа большой команды по перестроению корпоративных процессов — это всегда сложный путь профессиональных и личных приобретений и разочарований участников команды, успехов и ошибок в отдельных действиях, (не)оправданных действий на каждом этапе этого жизненного цикла.

Сессия «заставила» нас затронуть и эту часть: открытый диалог создает определенность для членов команды и позволяет увидеть свою роль в изменениях и оценить те личные ресурсы, которые будут положены в основу создаваемых вместе процессов и практик.
Обсудим развитие Вашей юридической функции?