Материал, подготовленный к выступлению в Летней школе мастеров 30 августа 2024 года.
О чем говорят эти цифры?
Тренды, меняющие нашу профессию
Коммуникации
2005
•Электронная почта,
•Социальные сети — для развлечений,
•Встречи на 90% очные
•Социальные сети — для развлечений,
•Встречи на 90% очные
2024
•Быстрые коммуникации через мессенджеры,
•Распространение голосовых и видео сообщений, асинхронных коммуникаций
•Широкое применение Zoom
•Доступность почти любого через соц сети и мессенджеры
•Распространение голосовых и видео сообщений, асинхронных коммуникаций
•Широкое применение Zoom
•Доступность почти любого через соц сети и мессенджеры
2025-2030
•Доски для совместной работы (как Miro)
Продукты и сервисы
2005
•Юристы призваны создавать правовые заключения, проводить экспертизу договоров, выигрывать суды
2024
•К юристу предъявляется требование оказывать высококачественный сервис, к которому заказчики привыкли по другим сферам
2025-2030
•Cнижение доли экспертного информирования и увеличением психологической составляющей
•Запрос на легкость создания документов и поиска решений — «не сложнее, чем в Яндекс, а иначе — зачем?»
•Фокус на решение проблемы «под ключ», а не только «в юридической» части
•Запрос на легкость создания документов и поиска решений — «не сложнее, чем в Яндекс, а иначе — зачем?»
•Фокус на решение проблемы «под ключ», а не только «в юридической» части
Бизнес-модели
2005
•Оплата — почасовая,
•Степень самообслуживания клиентов — низкая
•Много непродуктивного вовлечения юристов в темы, где они не особо нужны, по инерции
•Степень самообслуживания клиентов — низкая
•Много непродуктивного вовлечения юристов в темы, где они не особо нужны, по инерции
2024
•Развитие профессиональных сообществ
•Меньше штатных юристов, больше гибридной занятости, аутсорсинга, юристов, находящихся на платформах
•Рост запроса на интеграцию данных в dashboards
•Меньше штатных юристов, больше гибридной занятости, аутсорсинга, юристов, находящихся на платформах
•Рост запроса на интеграцию данных в dashboards
2025-2030
•Распространение умных чат ботов, которые будут снимать большинство юридических вопросов
•Уход от почасовой экономики юрфирм
•Развитие платформ юридической помощи
•Уход от почасовой экономики юрфирм
•Развитие платформ юридической помощи
Взаимодействие с государством
2005
•Нет публичных реестров
•Собрание законодательства
•Нет прозрачной базы судебных решений
•Документы подаются на бумаге, лично
•Данные баз органов власти разрозненны
•На 99% очное судопроизводство
•Собрание законодательства
•Нет прозрачной базы судебных решений
•Документы подаются на бумаге, лично
•Данные баз органов власти разрозненны
•На 99% очное судопроизводство
2024
•ЕГРП, ЕГРЮЛ… Спарк
•Нет законов на бумаге
•Кад Арбитр и даже база судов ОЮ
•Электронная подача документов,
•Базы органов власти синхронизируются
•Единый кабинет налогоплательщика, Госуслуги…
•Пандемия дала старт видео-заседаниям
•Нет законов на бумаге
•Кад Арбитр и даже база судов ОЮ
•Электронная подача документов,
•Базы органов власти синхронизируются
•Единый кабинет налогоплательщика, Госуслуги…
•Пандемия дала старт видео-заседаниям
2025-2030
•В значительной степени люди смогут разрешать свои разногласия с помощью электронных судов, составляя типовые документы, заполняя формы
Работа с командой
2005
•Стандартные структуры управления через отделы, планерки, должностные инструкции,
•Современные модели управления только начинают проникать в Россию
•Современные модели управления только начинают проникать в Россию
2024
•Появляются плоские структуры
•Распределенные команды
•Универсальность / гибкость компетенций юристов
•Модель работы через Legal-партнеров
•Распределенные команды
•Универсальность / гибкость компетенций юристов
•Модель работы через Legal-партнеров
2025-2030
•Все сотрудники знают на 95% одну и ту же информацию, и сохранение «управленческих многоэтажек» теряет смысл
•Поэтому роль лидера трансформируется из «распорядителя» в enabler
•Поэтому роль лидера трансформируется из «распорядителя» в enabler
Что юрист должен был уметь в 2005 году?
- Работать в Консультант плюс и в Гаранте
- Знать основные позиции ВАС, КС и ВС
- Уметь без ошибок, красивым юридическим языком писать контракты
- Знать английский язык
- Отличать resp от warranties, SPA от spa, SHA, Due dil
- Складно излагать свои мысли
Что юрист должен уметь сегодня?
- Быть в основных юридических чатах и блогах
- Знать, где найти полезные формы документов
- Иметь вкус к Legal design
- Быть на связи с юридическим сообществом
- Знать, что такое парсинг, API, AI
- Иметь приличный digital образ и релевантных фолловеров
Ричард Сасскинд — один из самых известных визионеров юридической профессии.
Он — автор массы книг и статей на эту тему и не нужно ходить дальше сайта Amazon, чтобы в этом убедиться. Я уже писал, какие тезисы мне показались наиболее интересными в третьем издании его книги Tomorrow's lawyers.
Массовая стандартизация юридических продуктов, доступность юридических знаний, развитие технологий, рост уровня образования людей — все это будет забирать у юристов их традиционный хлеб — священные знания.
Технологии и продукты, меняющие юридический рынок
Новые юридические бизнесы
В настоящий момент в мире существует от 3000 до 4000 технологических стартапов в юридической сфере. Это достаточно большое число, с учётом того, что 10 лет назад их было всего несколько сотен. На рынке есть даже несколько единорогов — компаний, которые уже стоит больше 1 000 000 000 $. Это Ironclad, LegalZoom, и Clio.
А где в этом мире мы?
Закодированный. Николай Сажин